Падение продаж автомобилей в России: меры для восстановления авторынка

В последние годы российский авторынок сталкивается с серьезными вызовами, включая значительное сокращение продаж автомобилей. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в первой половине 2025 года продажи легковых и легких коммерческих автомобилей упали на 27%. Эта ситуация требует принятия эффективных мер для стабилизации рынка и стимулирования спроса. В данной статье мы рассмотрим причины падения и возможные шаги для восстановления отрасли.

Текущая ситуация на авторынке

  • Статистика продаж: В июне 2025 года было продано 93,3 тыс. новых автомобилей, что на 29% меньше по сравнению с прошлым годом.
  • Снижение производства: За полгода продажи сократились до 607,5 тыс. единиц, что на 28% ниже результатів 2024 года.
  • Локализация производства: Доля локально произведенных автомобилей увеличилась до 56%, что является положительным индикатором.

Необходимые меры для восстановления

  • Государственная поддержка:
    • Возобновление программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» поможет улучшить доступность автомобилей для населения.
    • Важно обеспечить условия для всех брендов, представленных на рынке.
  • Снижение ключевой ставки:
    • Небольшое снижение процентной ставки может позитивно повлиять на спрос.
    • Продолжение этой тенденции может способствовать улучшению рыночной динамики.

Сегмент легких коммерческих автомобилей

  • Позиции лидеров:
    • Gazelle: по-прежнему лидирует с продажами в 2117 единиц, но наблюдается снижение спроса.
    • Largus VU от Lada: удивительное увеличение продаж с 30 до 818 единиц за год.
  • Тенденции продаж:
    • Общее снижение рынка LCV продолжилось, но некоторые модели демонстрируют положительную динамику.
    • Новые модели, такие как SF1 от Sollers, начинают занимать рыночные ниши.

Перспективы и прогнозы

По мнению экспертов, если будут приняты необходимые меры поддержки, рынок может начать восстанавливаться. Однако существует риск дальнейшего снижения объемов продаж в 2025 году до уровня около 1,25 млн автомобилей, что будет на 24% меньше по сравнению с предыдущим годом. Основное внимание необходимо уделить локализованному производству и восстановлению цепочек поставок.

«Для выхода из кризиса важно не только восстановление спроса, но и поддержка отечественных производителей,» — подчеркивает Калицев.

Эти шаги могут стать основой для постепенного восстановления российского авторынка и повышения его стабильности в будущем.