В последние годы российский авторынок сталкивается с серьезными вызовами, включая значительное сокращение продаж автомобилей. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в первой половине 2025 года продажи легковых и легких коммерческих автомобилей упали на 27%. Эта ситуация требует принятия эффективных мер для стабилизации рынка и стимулирования спроса. В данной статье мы рассмотрим причины падения и возможные шаги для восстановления отрасли.
Текущая ситуация на авторынке
- Статистика продаж: В июне 2025 года было продано 93,3 тыс. новых автомобилей, что на 29% меньше по сравнению с прошлым годом.
- Снижение производства: За полгода продажи сократились до 607,5 тыс. единиц, что на 28% ниже результатів 2024 года.
- Локализация производства: Доля локально произведенных автомобилей увеличилась до 56%, что является положительным индикатором.
Необходимые меры для восстановления
- Государственная поддержка:
- Возобновление программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» поможет улучшить доступность автомобилей для населения.
- Важно обеспечить условия для всех брендов, представленных на рынке.
- Снижение ключевой ставки:
- Небольшое снижение процентной ставки может позитивно повлиять на спрос.
- Продолжение этой тенденции может способствовать улучшению рыночной динамики.
Сегмент легких коммерческих автомобилей
- Позиции лидеров:
- Gazelle: по-прежнему лидирует с продажами в 2117 единиц, но наблюдается снижение спроса.
- Largus VU от Lada: удивительное увеличение продаж с 30 до 818 единиц за год.
- Тенденции продаж:
- Общее снижение рынка LCV продолжилось, но некоторые модели демонстрируют положительную динамику.
- Новые модели, такие как SF1 от Sollers, начинают занимать рыночные ниши.
Перспективы и прогнозы
По мнению экспертов, если будут приняты необходимые меры поддержки, рынок может начать восстанавливаться. Однако существует риск дальнейшего снижения объемов продаж в 2025 году до уровня около 1,25 млн автомобилей, что будет на 24% меньше по сравнению с предыдущим годом. Основное внимание необходимо уделить локализованному производству и восстановлению цепочек поставок.
«Для выхода из кризиса важно не только восстановление спроса, но и поддержка отечественных производителей,» — подчеркивает Калицев.
Эти шаги могут стать основой для постепенного восстановления российского авторынка и повышения его стабильности в будущем.