Новые правила утилизационного сбора: как они повлияют на авторынок России?

С 1 ноября 2025 года в России могут произойти значительные изменения в порядке расчета утилизационного сбора. Это связано с новым проектом постановления, разработанным Минпромторгом, который расширяет базу для начисления сбора. В данной статье мы рассмотрим, как эти изменения могут повлиять на рост цен на автомобили и трансформацию авторынка в целом.

Изменения в утилизационном сборе

  • Расширение критериев: Новый законопроект предлагает добавить мощность транспортного средства к уже существующему критерию объема двигателя.
  • Неопределенность цен: Генеральный директор VSETUT Drive Дмитрий Ким отмечает, что предсказать рост цен сложно, так как многие компании используют информацию о возможном повышении утильсбора для стимулирования продаж.
  • История с индексацией: В прошлом также имел место ажиотаж вокруг индексации утильсбора, но тогда меры не были внедрены.

Рост интереса к автомобилям

  • Увеличение числа заявок: После выхода новости о возможных изменениях количество обращений в компанию VSETUT Drive возросло на 50% за короткий срок.
  • Готовность к покупке: Клим говорит о том, что клиенты готовы покупать автомобили немедленно и превращаются из «холодных» в «горячих».
  • Модели до 160 л.с.: Выбор автомобилей с мощностью менее 160 л.с. остается достаточно широким на корейском рынке, но вопрос цены становится ключевым.

Спрос на маломощные автомобили

  • Различия по рынкам: В России преобладают премиальные автомобили, тогда как в Казахстане и странах Африки большой спрос на бюджетные модели.
  • Стабильность спроса: Спрос на автомобили с корейского вторичного рынка остается стабильным как для премиум класса, так и для бюджетных моделей.
  • Влияние нового закона: Ожидается, что новые ставки утильсбора негативно скажутся именно на среднем сегменте рынка.

Будущее авторынка и возможные последствия

  • Проблемы среднего сегмента: Принятие нового закона может сократить средний сегмент автомобильного рынка, однако спрос на бюджетные и ультрапремиальные автомобили останется стабильным.
  • Импорт автомобилей: Импорт моделей мощностью до 160 л.с. скорее помогает удерживать рентабельность, чем приносит прибыль компаниям.
  • Адаптивность корейского рынка: Рынок Южной Кореи демонстрирует высокую адаптивность к спросу; ожидается рост активности покупателей уже в ближайшее время.

«Наши корейские партнеры удивляются разнообразию моделей автомобилей в России,» — отметил Ким. Это подтверждает высокую конкурентоспособность российского авторынка даже при действующих санкциях.

Таким образом, изменения в порядке расчета утилизационного сбора могут стать серьезным фактором для трансформации авторынка в России. Как это отразится на ценах и доступности автомобилей — покажет время.